Письмо сыновей Владимира Сидорова и наш ответ на него


     
     
    Письмо священника Феодора Сидорова создателям сайта volodya.org
     
     

Уважаемая Галина (к сожалению, не знаю Вашего отчества)!

По поручению моего брата, священника Феодора Сидорова, отправляю Вам его письмо. Изложенную в нём точку зрения я полностью разделяю.

Даниил Сидоров

Ознакомившись с содержанием сайта, созданного людьми, знавшими моего отца, сохранившими о нём добрую память и решившими обнародовать документы - фотографии, тексты стихов, записи песен - сбережённые ими, а также воспоминания о нём, я посчитал необходимым для сохранения действительно доброй и дорогой памяти моего отца, священника Владимира Сидорова, высказать некоторые соображения относительное увиденных мною материалов.

1. Жизнь моего отца хотя и была недолгой, однако Володя Сидоров 60-70 годов и Владимир Евгеньевич Сидоров 80-90 годов - это совсем не одно и то же. Судя по тому, что люди, создавшие сайт и предложившие свои материалы, знакомы мне только по фамилиям, да и то не все, можно сделать вывод, что они хорошо знали отца в молодости и очень мало видели его в последние 10-15 лет жизни, а значит, имеют весьма смутное представление о моём отце в его зрелом возрасте. Между тем, именно в это время В.Е.Сидоров издал два сборника стихов, куда включил все, по его авторскому мнению, имеющие право увидеть свет свои произведения. В основном это стихотворения 80-х годов либо переработанные стихи более раннего времени. Я был свидетелем работы над составлением сборников и поэтому могу со всей ответственностью сказать: не осталось ни одного папиного произведения, которое, по его мнению, заслуживало бы обнародования, но по каким-либо обстоятельствам не было включено в сборники. Ин аче говоря, то, что папа не опубликовал, он не хотел увидеть опубликованным. Речь идёт в том числе и о тех стихах и поэмах юношеского периода папы, которые я увидел на сайте. Автор считал их неприемлемыми для публикации настолько, что не возникало даже мысли их как-то переработать, потому что эти произведения низко-художественного уровня. Впрочем, главное - другое: отец понимал, какую ответственность он несёт перед людьми особенно Богом за те творения, которые, будучи напечатанными, переживут своего создателя. Папа всегда переживал за А.С.Пушкина, "Гавриилиаду" которого печатают без согласия автора, за М.Ю.Лермонтова, с творчеством которого также обошлись помимо воли автора. Не забывайте и о том, что отец был священнослужителем, и у тех людей, которые зайдут на сайт, будет повод удивлённо сострить: "А поп-то, гляди, какие стишки пописывал между молитвами - даже с матерком! Вот они, верующие-то все, какие!" (Считаю уместным привести здесь текст басни И.А.Крылова "Сочинитель и разбойник", смысл которой полностью передаёт отношение отца, как глубоко верующего человека, к проблеме связи участи умершего писателя и судьбы его литературного наследия).

"В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по дорогам разбивал
И в петлю наконец попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель;
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был как Сирена сладкогласен,
И как Сирена был опасен.

В аду обряд судебный скор:
Нет проволочек бесполезных,
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Подвешены чугунных два котла:
В них виноватых рассадили.
Дров под Разбойника большой костёр взвалили,
Сама Мегера их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.

Суд к Сочинителю, казалось, был не строг:
Под ним сперва чуть тлелся огонёк;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костёр погас,
Под Сочинителем он злей с часу на час.

Не видя облегченья,
Писатель наконец кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет,
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней...

Тут перед ним во всей красе своей
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,
Из адских трёх сестер явилася одна.
?Несчастный! ? говорит она, ?
Ты ль провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ? ничто его вина!
По лютости своей и злости
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты... уже твои истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век от веку лютеет.

Смотри! (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела,
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей,
Отчаянье отцов и матерей;
Кем ум и сердце в них отравлены? Тобою!
Кто осмеял, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть? Ты!

Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облёк
И страсти, и порок?
И вот, опоена твоим ученьем,
Там целая страна полна убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами,
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слёз и крови ? ты виной!
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь ещё родится
От книг твоих на свете зол...
Терпи ж: здесь по делам тебе и казни мера!? ?
Сказала гневная Мегера ? и крышкою захлопнула котел".

В связи со всем вышесказанным, как сын, очень прошу: если читающий эти строки считает себя христианином, пожалуйста, помогите покойному иерею Владимиру Сидорову: не продлевайте жизнь его грехов, не распространяйте те его творения, за которые ему было стыдно в последние годы жизни; если же вы человек неверующий, проявите на деле уважение к отцу и его праву автора. (О правах наследников как-то даже не хочется говорить, раз этот сайт появился без нашего ведома).

2. Считаю, что публикация фотографий, на которых изображён папа, а также другие близкие ему и ещё живые люди, опять-таки является неуважением к покойному, нелюбовью к нему и его близким: если бы вы знали, с какой тщательностью он подбирал фото для сборников стихов! Ему и в голову не могло прийти, что какой-то "благодетель" или "поклонник" решит обнародовать его студенческое фото в трусах! Такте поступки наводят на мысль, что совершившие их люди не оправдали того доверия, которое было им оказано отцом - либо через позволение его фотографировать, либо дарением фотографии. То же самое можно сказать и о свадебной фотографии с невестой, да и о многих других: необходимо всё-таки понимать, что такие поступки надо согласовывать с людьми, запечатлёнными на фотографиях - они живы. Опять-таки, у тех, кто не знал отца и посмотрел на снимки, представленные на сайте, сложится весьма неадекватное о нём представление.

3. Относительно воспоминаний об отце скажу так: они имеют право на существование при условии, что автор таковых отвечает за их правдивость.

4. Труднее всего определиться в отношении обнародованных папиных песен. Исполнял он их до конца жизни, были записи на радио, но официальных изданий нет. Однако в последние годы отец исполнял только следующие песни на свои стихи: "Кабы мне лазейку", "К Северному полюсу", "Ну вот, ты плачешь...", "В мире, где радуга", "Я ставлю на карту", "Журавлик", "Лопушок", "Чтоб не сползало с пальчика кольцо...", "Одуванчики", "Песенка Лауры", "Пейте, дети, молоко", "Про ветер", "Сретенка", "Ноябрьский романс", "Прощай, снежок", "На том берегу", "Душа хотела б быть сестрой", "Как на нашей улице" - а в основном пел песни на стихи самых разных поэтов ("Затворница" - автор Я.Полонский, "Ночлег в пути" - Р.Бернс, "Про веточку" - Б.Заходер, "Сухие кусты" - Н.Матвеева, "Зимнее утро" - А.Пушкин, "Два паруса" - И.Анненский, "Зимняя свадьба" - И.Бродский, "Золотые плоды" - А.Белов, "Вот бреду я вдоль большой дороги", "Последняя любовь", "Как упоительно и ярко" - Ф.Тютчев, "Зелёные цвет ы", "Посвящение другу" - Н.Рубцов, "Журавль", "Созерцатель", "Песня странника", "И вот остались мы одни" - Ю.Лощиц, "Полюбил богатый" - М.Цветаева, "Хозяин рассохшегося дома", "Предутренние вариации" - Ю.Кузнецов, "О, жизнь моя! Не уходи...", "Полынный берег, мостик шаткий..." - А.Жигулин, "Все разошлись и вновь пришли..." - А.Межиров, "Опять с непогашенным светом" - В.Соколов, "В расписной своей светёлке" - В.Василенко, "Как жарко трепещут дрова" - Ст.Куняев, "Ванька Мокрый" - Н.Старшинов, "Это было давно" - Н.Заболоцкий). Думаю, именно эти песни и заслуживают известности. А юношеское творчество следует оставить для слушания в узком кругу близких папе людей - отец Владимир почти все юношеские песни не исполнял. И вообще, став священнослужителем, на публике пел в рясе, исполнял только то, что будет адекватно восприниматься из уст диакона. Безусловно, пение под гитару в последние годы было для него не только творчеством, но и попыткой показать слушателю христианское восприяти е жизни, содержащееся в поэзии вышеназванных авторов. Логично было бы нам продолжать дело о.Владимира, а не заставлять посетителей сайта слушать юношеские опыты самовлюблённого студента.

В заключение хочу сказать: интернет предоставляет нам большую свободу самовыражения, но у нас часто не хватает чувства меры, чуткости к людям и адекватной нравственной оценки своих поступков. К сожалению, эти недостатки в пространстве интернета становятся всем заметны. Как бы вам ни нравился В.Е.Сидоров и его творчество, не мешало бы вам знать: отец отнёсся бы к такому интернет-проекту о себе отрицательно. Если же вас это не останавливает, значит, речь идёт о проявлении желания получить известность за счёт покойного поэта.

 

С уважением,

сын покойного о.Владимира Сидорова

священник Феодор Сидоров

                                                                                      

 

 

                                                                 

 

                                                                                    Чистому все чисто

 

 

Уважаемые Федор и Даниил Владимировичи!

             Дорогие мальчики!

Разрешите мне так обращаться к вам в память о вашем отце, одном из друзей моей юиости.

Меня многое очень огорчило в вашем письме – не столько критические замечания о сайте (в них я готова вслушаться и вдуматься со вниманием), а неприятие самой идеи сайта, посвященного вашему отцу.

Вы пишете: "То, что папа не опубликовал, он не хотел увидеть опубликованным". Это могло быть верно - и то не безусловно - только ко времени появления двух упомянутых вами книг (кстати, мне известно только о существовании одной из них – «Электричка»; мне хотелось бы знать, как называлась и когда была издана другая). Но ваш отец рано умер. И кто может знать, что он захотел бы, а чего не захотел бы напечатать, и тем более – что из созданного им в молодости он разрешил бы обнародовать своим друзьям, проживи он подольше? Думаю, даже вам это неведомо. Так не опрометчиво ли утверждать, что ваш отец опубликовал все, что хотел? То же относится и к вашим словам "Отец отнесся бы к такому интернет-проекту о себе отрицательно" . Вспоминая нашу дружбу, рискну утверждать, что я смогла бы его уговорить.

В своем письме вы упоминаете "Гавриилиаду" Пушкина и, по всей видимости, "Юнкерские поэмы" Лермонтова. Но разве творчество молодого Владимира Сидорова имеет хоть что-то общее с этими сочинениями? Утверждать так – значит возводить напраслину на вашего отца. И вам ли это делать?

К тому же, если бы не посмертные издания, от Лермонтова до нас дошло бы всего несколько вещей, и мы не знали бы ни ранней, ни поздней, самой прекрасной, его лирики. Да и многие тексты Пушкина, не опубликованные при жизни автора, появились посмертно. Разве это не проявление глубокого уважения и бережного отношения к творчеству двух великих русских поэтов? То же можно сказать и об огромном множестве других авторов, чьи произведения пришли к людям уже после смерти их создателей. Неужели Владимир Сидоров – филолог, лермонтовед, человек, влюбленный в русскую поэзию и знавший ее как немногие, возражал бы против этого? Боюсь, здесь что-то не так понято. И здесь самое место сказать, что задача столь не понравившегося вам сайта – сугубо историко-филологическая, она не носит никакого другого характера. Попытаться восстановить место поэзии Владимира Сидорова в общей истории русской поэзии – вот за это и только за это мы взялись. Понятно, что это лишь первые шаги – собирание и хранение, но ведь  их надо было когда-нибудь сделать, и это легче осуществить при жизни тех, кто знал вашего прекрасного отца лично.

Эстетические вкусы вашего отца могли меняться с годами – но разве это основание для того, чтобы перечеркнуть, похоронить  многое из того талантливого, благородного и яркого, что было создано им в молодости? Неужели, читая его стихи тех лет, слушая песни, которые он пел в те годы, вы испытываете хотя бы к некоторым из них отвращение, считаете их грязными, недостойными, растленными? Мне трудно поверить в это. Но ни одного доброго слова о годах юности вашего отца и о его молодом творчестве в письме нет. Зато вы пишете о ранних его песнях: "…юношеские опыты самовлюбленного студента". Горько слышать такие несправедливые, обидные слова о Володе. И от кого? О части того, что было написано им в молодости, вы пишете: "это произведения низко-художественного уровня". Неверно! У Володи были более сильные и более слабые стихи, но печать яркого таланта лежит на всем, что он делал с молодых лет. И пусть в этом самостоятельно смогут убедиться те, кто не разделяет вашу позицию.

В своем письме вы цитируете басню Крылова, где изображен литератор - растлитель душ – и его посмертные мученья.

"А ты… уже твои истлели кости,

А солнце разу не взойдет,

Чтоб новых от тебя не осветило бед.

Твоих творений яд не только не слабеет,

Но, разливаяся, век от веку лютеет".

Но уж это-то какое имеет отношение к вашему отцу, к тому, что он делал в искусстве? По вашему мнению, он хоть в чем-то был таков? Это ваше мнение? Поверить не могу!

В зрелые годы ваш отец мог быть чрезмерно строг к себе – молодому и к своему творчеству. Но зачем же вам следовать в этом за ним? Тем более, что сами вы таким молодым его не знали и знать не могли. Знали его другие. И среди тех, кто был знаком с вашим отцом в годы его юности, кто имел счастье дружить с ним тогда, вряд ли найдется хоть один, кто был бы готов подмешать к его портрету тех лет черную краску. И это не умиление задним числом – поверьте, просто таков с юности был ваш отец!

Вы справедливо пишете: "Володя Сидоров 60-70 годов и Владимир Евгеньевич Сидоров 80-90 годов – это не одно и то же". Вообще говоря, это верно по отношению едва ли не к любому человеку, обретшему зрелость. Но хорошо ли по отношению к памяти о Вашем отце подгонять молодого Владимира Сидорова под зрелого или вычеркивать из книги его жизни целые главы, чтобы заретушировать это различие? Да, юный Володя и иерей Владимир Сидоров – не одно и то же, но один и тот же человек!

Есть в вашем письме еще одна вещь, удивившая меня: это возникающие местами предположения о дурных помыслах людей, которых вы совсем не знаете. Вот что вы предполагаете, например, о возможных посетителях сайта: у них "будет повод удивленно сострить: "А поп-то, гляди, какие стишки пописывал в перерывах между молитвами – даже с матерком! Вот они, верующие-то все, какие!". Откровенно скажу: я никогда не сталкивалась с такой реакцией,  мне такие мерзости и в голову не приходили, и я уверена, что тексты и песни Володи, помещенные на сайте, ни одному нормальному человеку не дадут повода для столь уродливых умозаключений. Да стоит только заглянуть в гостевую книгу сайта, чтобы воочию увидеть,  какие светлые и благородные чувства испытывают люди, посетившие его страницы! О фотографиях: "Публикация фотографий, на которых изображен папа, опять-таки является неуважением к покойному, нелюбовью к нему…". Выходит, уважение и любовь - в том, чтобы не показывать людям, каким был молодой Володя? О воспоминаниях: "Они имеют право на существование при условии, что автор таковых отвечает за их правдивость". Последние слова означают, что вы подозреваете авторов воспоминаний в возможной лживости. Но на каком основании? Почему? Наконец, о не исключаемых вами мотивах самого появления сайта: "…речь идет о проявлении желания получить известность за счет покойного поэта". Так вы трактуете желание извлечь из полузабвения прекрасные стихи и песни вашего отца, приобщить к ним хоть кого-то из тех, кто раньше их не знал. К тому же, замечу попутно, создание такого сайта – вовсе не  простое и не слишком благодарное дело. Так что для "получения известности" можно было бы выбрать способ куда легче и надежней, ставь перед собой его создатели столь низкую цель. Да и вообще добиться "известности" таким методом попросту невозможно, так что ваше предположение еще и поэтому абсурдно. Заодно уж скажу, что я, Галина Николаевна Гордеева (кстати, вы невнимательно читали сайт – там есть мое отчество), больше двадцати лет была литературным критиком, и, хотя и отошла от дел по причине тяжкой болезни, имя мое еще имеет вес и памятно в литературных кругах. Так что, даже если бы известность сама по себе была для меня важна, я не имею надобности добиваться ее таким способом.  

Вообще не думаю, что у вас есть достаточное  право решать за отца, кто из друзей оправдал, а кто не оправдал его доверия. Слишком тонкая и деликатная тут материя. Я бы заметила в этой связи, что не только в интернете "у нас часто не хватает чувства меры, чуткости к людям и адекватной нравственной оценки своих поступков".

Из вашего письма получается, что лучшая память о Владимире Сидорове – это забвение того, каким он был в юности и молодости, как выглядел, что писал, что пел тогда. Никак не могу с этим согласиться - при всем понимании  мотивов, которыми вы руководствуетесь.

Я не сомневаюсь, что вы дорожите памятью о своем замечательном отце. Памятью о человеке, которого вы знали уже за чертой его первой юности. Но очень вас прошу: отнеситесь с пониманием к тем, кто хочет донести до людей светлый образ вашего отца в его молодые годы, хочет поделиться своей любовью к нему и к его творчеству тех лет. А другие пусть так же искренне, так же тепло расскажут о вашем отце, каким он стал к концу своего жизненного пути. Разве одно помеха другому? Разве молодого Владимира Сидорова надо стыдиться? И как замечательно было бы, если бы на сайте (который пока так не нравится вам), появились и ваши воспоминания! Каким многогранным и глубоким предстал бы перед людьми образ вашего отца – таким, каким, в сущности, он и был.

И последнее. Из всего здесь сказанного вовсе не следует, что я отвергаю всю вашу критику. Так, вы упрекнули меня (хотя и вскользь) за то, что сайт был открыт без согласования с семьей. Но известно ли вам, что, не имея иной возможности связаться с вами, я просила об этом нашу общую знакомую – Ирину Николаевну Карпенко? Она сообщила мне через некоторое время, что вы оповещены ею. Я долго ждала хоть какой-то реакции с вашей стороны, но ее не было. Ждать же неизвестно сколько я не имею возможности – ни возраст, ни состояние моего здоровья не позволяют откладывать что бы то ни было, а тем более – такое важное дело. Я готова обсудить с вами то, что больше всего смущает вас в материалах сайта. И прежде всего это относится к тем фотографиям, на которых ваш отец запечатлен с другими людьми. Признаю, публикация  снимков без получения согласия от этих людей была не вполне корректна, хотя большинство фотографий и было прислано одним из тех, кто на них запечатлен. Есть разные варианты разрешения наших разногласий, и, повторяю, я готова их с вами обсудить.

Приведенный вами список песен, которые Володя исполнял в последние годы, восхитил меня. Существуют ли записи этих песен? Может быть, не будем ссориться, а попытаемся сотрудничать? С появлением новых записей можно было бы  заменить какие-то из тех песен, которые вас наиболее смущают. Подумайте – ведь разрушить сделанное, конечно, проще, чем творить новое, но вряд ли разрушение – такое уж правильное и хорошее дело; вы, как сыновья священника и верующие люди, должны понимать это лучше других.

В любом случае нас объединяет то, что мы любили и любим Владимира Сидорова: вы – как сыновья, я и те, кто участвовал в создании сайта, - как друзья его юности. Словом "любовь" мне и хотелось бы закончить это письмо.

                                                                 Галина Николаевна Гордеева


<< В начало