СЕРДЦЕ В НЕБЕСАХ
Я вспоминаю здесь о том юноше, которого я знала и любила, из которого поэзия била, как виноградный сок из лопающейся от зрелости кисти. Метаморфоза, с ним произошедшая, печальна, но она мне известна, в сущности, только с брошенных мимоходом чужих слов. Она вполне вероятна - нет почти ничего невероятного на свете; но от него самого ничего, хоть отдаленно напоминающего то, на что мне намекали разные люди, я не слышала. Он меня и мои убеждения ничем не обидел и не оскорбил. Так почему надо отдавать его имя на откуп тем, кто хотел бы видеть его только таким, каким он стал (по их рассказам и по их мнению)? Важные для меня люди всегда ценили меня за верность и надежность (и, может быть, только за это). Не стоит ждать, что я откажусь от этих качеств в угоду чьему бы то ни было желанию. Это имя всегда произносилось слитно, в один звук, светлый и звонкий - "володясидоров". И сам он был, когда мы с ним познакомились, светлый до прозрачности, как будто рисунок пером - линии его фигуры и профиля, острые и ломаные - нет, ломкие, - взлетали ввысь, туда, куда смотрели и его вечно задранный подбородок, и светлые его глаза. Да к тому же был он светлокудр и как-то беззащитно худ; врач сказал бы - "астенического телосложения", хотя тела как будто не было вовсе. Были длинные, в кровь оббитые о гитарные струны пальцы, была грустная детская - да ведь и был он совсем юн - улыбка... И был голос, забыть который, наверное, не сможет никто из его тогдашних слушателей, давно раскиданных во времени и пространстве. Знакомство это случилось в 1967 году (ох, как давно!) и мгновенно переросло в такую чистую, незамутненную ни вожделением, ни соперничеством дружбу, какой в моей жизни уж не суждено было больше повториться. Оба мы (как и многие еще наши товарищи) стихотворствовали, и именно с его стихами и песнями связаны у меня самые яркие картинки, сами собой всплывающие в памяти. Вот мы с Володей пешком идем от метро "Университетская" к общежитию (а расстояиние там приличное), вечер синий, идет снежок, мы по очереди читаем друг другу какие-то стихи и, увлекшись, не замечаем, что уже часа полтора стоим в нарастающем сугробе... Вот неранним утром, едва умывшись, идем с разных концов длиннющего общежитского коридора и, встретившись, читаем друг другу сочиненное за ночь... Вот идем - и тоже пешком, откуда-то из Черемушек на Воробьевы горы, и у Володи за спиной вечная его гитара... Вот многодетная мать, добрейшая Наташа, зазывает нашу неприкаянную стайку во главе с Володей к себе - "я картошки наварила, чай настоялся, а ты, Володюшка, спой"... Вот Володя вышел из очередной больницы (ох, много их было в его короткой жизни) и решил на скопившуюся стипендию купить себе туфли; позвал меня в этот поход с собой, и мы вернулись с туфлями для него (в этот день была мне подарена забавная фотография) - и почему-то для меня (я их потом еще лет пять носила), и потом эти туфельки оставят след в стихах, посвященных совсем не мне... Ни для кого, кроме меня, эти картинки ничего не значат, но в моей памяти они светятся такой небесной лазурью... Мне, как я теперь понимаю, выпала редкая, редчайшая удача - такую литературный критик (а такова, увы, моя профессия) и хотел бы, но не может купить ни за какие бриллианты. Мне довелось воочию увидеть, как из редкостно одаренного юнца, подвластного любому сильному поэтическому влиянию (ну, не любому - в списке поэтов, чьи лики проступали тогда на поверхности володиных стихов, не было все-таки случайных имен), стремительно вырастает мощный и нежный ПОЭТ. Знобящее обаяние его юношеских стихов не утратило своей силы по сию пору. А тогда... Он походил на виноградную гроздь, отягченную золотым соком: коснись неосторожно - и брызнет вино поэзии, и будешь пьян одним дыханием... Описывать его пение я не берусь - да и как словами можно передать тот перехват горла, те перебои дыхания, те подступающие слезы, ту тающую улыбку... Повернись судьба иначе, имя Владимира Сидорова было бы известно и любимо не меньше, чем имена Окуджавы и Галича. Но - не сбылось. После окончания университета, оказавшись в разных городах, мы еще переписывались, еще посвящали и пересылали друг другу стихи. Так у меня скопился этот архив, предлагаемый ныне вниманию читателей. Сохранилось и несколько володиных автографов. А потом - произошло то, что происходит всегда и называется "жизнь развела". В начале 70-х мы несколько раз виделись с Володей, потом уж этого не случалось. Через общих знакомых до меня доходили какие-то известия о нем, не всегда радовавшие, но всегда живо вызывавшие в памяти его образ. Да и невозможно было его забыть - он был утраченным подарком, о котором тоскуешь, веря в нечаянное чудо его обретения. Я увидела Володю еще раз - за несколько (немного) лет до его смерти. Выглядел он плохо, казался нездоровым, был как-то смутен и даже жаловался на жизнь, чего с ним отродясь не бывало. А может быть, я все поняла не так, и в нем тогда уже совершалась та тяжкая и громадная внутренняя работа, что в конце концов повернула его душу и привела на путь, которым он бесстрашно прошел до конца. У Володи тогда только что вышла единственная его книжка - "Электричка". Он подарил ее мне - и не обрадовал меня этот подарок. С юности знаемые наизусть стихи его в этой книжке по большей части изменены до неузнаваемости, обескровлены и обесчещены. По крайней мере, так почувствовалось мне. Что поделаешь... Слава Богу, сохранились ранние редакции, и не только у меня - нас ведь, любивших Володю, завороженных его поэзией, было много. Сейчас, готовя этот сайт и вновь перечитывая эти стихи, я снова въявь увидела сердце, буквально бьющееся в этих строках, услышала затрудненное и все же такое легкое дыхание поэта, для которого воздух был материнской стихией. И снова увидела ту высоту, с которой он не сводил глаз, что бы ни привязывало его к земле. О смерти Володи мне сказали по телефону. Ничего не хочу говорить об этом... Много лет во мне занозой сидела мысль о том, что надо спасти эту поэзию хотя бы для одного возможного читателя, не дать ей кануть в черную дыру забвения. И вот сейчас, из пространства, которого не существовало при жизни Володи, я вижу, как он идет по хлебородному полю русской поэзии, с гитарой, закинутой за спину, задрав к небу юную курчавую бороду, золотую, как стружка из-под рубанка того Плотника, которому он скоро отдаст всю свою жизнь... Но пока он этого не знает. Или - все-таки знает тайновидческим знанием поэта? Воззвавший: "Слышишь Ты меня или не слышишь, сердце мне Сжимающий-в-горсти?" - разве только сердечный приступ описывал он? В этом пространстве, как на дальней планете, мы ставим Володе неосязаемый памятник; пусть на нем проступают строки его стихов. Если удастся, здесь будут и сохранившиеся записи его живого голоса - песни и стихи. Любить и помнить поэта... На это не спрашивают разрешения.
Галина Гордеева
Стихов, посвященных Володе или различным образом
обращенных к нему, у меня оказалось немало. Публикуя их здесь, я пытаюсь хоть в
малой степени воссоздать ощущение воздуха, которым мы все ? и поэт Владимир
Сидоров ? в ту пору дышали. B.C. - Тебя ведь пальцем помани... - Скорее в чашу мне плесни Свое бесовское изделье, Свое отчаянное зелье - Чтоб я запомнил эти сны. - Не понимаю, ты о чем? - А это в родинках плечо, А эта странная повадка... - Что, милый мой, тебе не сладко? Так пусть хоть будет горячо! - Как близко в зеркале она Туманится... Еще вина! - Да мне-то что: не жаль спиртного, Но ты допьешься до грудного, Что толку от такого сна? - Послушай, если кто-нибудь... И если розу ей на грудь... - Осыпется твоя обновка. - А это что за остановка? Прощай, чертовка! - Добрый путь! 1969В.С. Ну да, кольца не разомкнешь. Зачем напрасно спорить с ложью И громоздить к ее подножью В конце концов, такую ж ложь? Но можно проще ? из кольца Исторгнуть душу - на здоровье: Смешенье смеха, снега, крови И пепла пышная пыльца... Все в пятнах облака - смотри! Ну что ж, на то они и белы. Ты оставляй во лжи пробелы И думай: истина внутри. 1969На эти стихи Володя сочинил песню; ее можно послушать на странице ГОЛОС. Моему другу Я поэмы не напишу - Не по мне такая морока. ........................ Ах, как жить я тебя прошу, Без меня ли, со мной - прошу. И до срока, и после срока. На каком еще языке За тебя упросить мне Бога? Друг мой милый, - рука в руке - Ухожу от тебя налегке. Ты живи хорошо и много. Ты крути свою карусель - Все коньки-то на ней горбаты. Пой чужую песню про ель, Пой свою - про змейку-метель, Про колечко и про солдата. Поднимись в полный рост, а я - До плеча не достану. По локоть... Пусть тебе дорога твоя. А моя судьба - не моя. Ты живи без меня. Без срока. 1972Володе I. БЛАГОВЕЩЕНИЕ Он был прекрасен - в облаке весны И в облике неузнанного брата. И то, что было, называлось: сын. А то, что будет, названо: утрата. А что же есть? А есть чудесный день И длинный сад, к лицу прижавший ветви. Его едва пробившаяся тень Уже тоскою обдавала летней - Да, он дышал. И облако текло Лишь в двух шагах от моего вопроса: Как отражало бедное стекло Улыбку, обозначенную косо? Но сад был здесь. Он на ухо шептал, И повторял, и обмирал от жажды: Что, мол, пустяк, что улица все та, Что это было сказано однажды, И значит, можно это повторять, Не опасаясь мора или глада - Не плачь, дружок! - и, уходя из сада, Легко взглянуть. И веточку поднять. II. МАЛЬЧИК-КОЛОКОЛЬЧИКОт хорея до хорея Будем жить мы не старея. B.C. На макушке завиток... Ах, постойте, дайте срок, И сквозь кудри засияет, Залепечет, заиграет Солнцем вытоптанный ток, Скрытый кожей родничок. Будешь стар ты или млад, Голощек иль бородат, Геркулес или недужен, Жизни нужен, с горем дружен, Сын душе и телу брат - Посмотри, какой парад! Сколько шариков блестит, Сколько пряников хрустит, Сколько бантиков летает! Вот стоит, слюну глотает, С кем-то очень схож на вид, Круто чуб его завит, Свиты волосы в кольцо... Погляди ему в лицо! III. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОТКРЫТКА За окном совершается выход Плеяд. Старый плотник торжественной думой объят. А жена его, правя обычный обряд, На груди раскрывает свой синий наряд, Молоком намокающий; птицы парят; Грудь белеется в сумраке еле. Ты лежишь на соломе средь пчел и ягнят, Ходит мир колесом, отражая твой взгляд, Ты лежишь. Тебе нету недели. Балерина поет, и танцует певец, И любовь возлагает свой бедный венец В изголовье Твоей колыбели. Три волхва над Тобой наклонились, птенец: Белый Моцарт, в небесную дудку игрец, Черный Пушкин, вернувшийся к нам наконец, Ну, а третьего мы не успели Ни назвать, ни узнать, ни схватить за рукав. Только знаем, что он, как и эти, кудряв, Только видим - смотри! - что бежит он стремглав (Словно мальчик, монетку в ладони зажав!) В небеса по сияющей ели, Чтоб в угоду Тебе - уж таков его нрав! - На Плеяды навесить качели. IV. ВОЗДУШНЫЙ ПРЫЖОК ...та, что исподволь, понемножку протоптала к тебе дорожку, та, что ножкою бьет о ножку и летит, как бессмертный пух!.. (Вы простите, Анна Андревна, посмотрите сюда безгневно и к похищенной дерзновенно сей строфе преклоните слух) ...открывает мальчик темницу, выпускает на волю птицу, не печалится, не скупится, бьет в ладоши звончее всех, с детских пальцев, с руки ребячьей в мир слетает моя удача и летит, как трехцветный мячик, в небесах рассыпая смех... V. СМЕРТЬ ДОН-ЖУАНА ...И должен я благодарить судьбу за то, что не лежу сейчас в гробу и подыскать могу другую рифму, пускай не очень складную - "люблю"? Да, должен я судьбу благодарить. Но как же быть? Мне нечего дарить, нельзя ж на именины без подарка, вот разве что воздушные шары... Судьбу благодарить... Спасибо, Бог, что ты про этот день меня сберег, про этот день, а он уж точно: черный... А в пироге-то - сорок семь сорок? - Так я о том же... Знаете, Икар... его сгубил совсем не тайный жар, вся суть была в технической ошибке, и самый анекдотец слишком стар. - Так я о чем?.. я благодарен вам, мадам Фортуна (если вы мадам), вон тот малыш, наверно, ваш сынишка? Да-да, сейчас... вот шарики отдам. - Так я готов. Пройдите же вперед, вы женщина, а женщине - почет. (Сирень цветет, весь мир в лиловых пятнах. Что отцветает, то уже не в счет). Не плачьте, дети! Я приду обратно. Кто ж без меня вам песенку споет? VI. БОЙ НА КАЛИНОВОМ МОСТУ Пал туман в поля и чащи, Сделал мир ненастоящим, Кровь застыла на бегу, Слух горит: хотя бы слово Услыхать из шума злого, Словно пулю по врагу! Гром ракетный рвется выше, Голуби слетели с крыши, Мертвый воздух раскроя. Ах, туман ли, ночь ли, дым ли, Как же в мире без любимых? Прощай, радость-жизнь моя! ...А стеклянные копытца Так звенят, что не укрыться Даже в погребе от них. Через заросли лещины, В алой шапке, без кручины Скачет сказочный жених. VII. ДУРАК НА ХОЛМЕ Я лежу на вершине холма. Холм зеленый. Не видны мне отсюда ни ваши дома, ни короны. Но я вижу зато над собою круги горизонта, лестницу леса. Ах, какая летит амазонка там, в поднебесье! А луна - это дерево: листва на нем голубая; вижу - облако-птица к нему на макушку садится, зевая; на ладонь мне уселась пре- красная бабочка Марса; я Венеру леплю на конверт, как почтовую марку. Что написано в этом письме? Я не знаю, не знаю. Я лежу на холме, на холме. Небеса созерцаю. А зарею, зарею, когда вы храпите в постелях, - холм вращается подо мною наподобие карусели!.. VIII. ЛИСТИК А что было на этой картинке - Неизвестно. Остался лишь листик. Тонкий лист папиросной бумаги, Да еше с оторванным краем... Видно, кто-то крутил папиросу И ронял торопливые крошки Табака на пустую страницу. Интересно - куда торопился? май 1972Надежде Васюченко Брат мой милый, темен час, горло высушено зноем, и колышется у нас твердь земная под ногою. Но взгляни: смахнув с лица облак смутный и печальный, вечным взглядом небеса в путь нас провожают дальный. III На ощупь влажным жаром пышет мир, на вкус - солоноват и щиплет небо, на дружбу - он колюч, хоть нет в нем злобы... Но главное - слышны ль в нем звуки лир? 31.03-04.06.1974 |